Оленный камень. Шаманские горы

«Оленные камни» (хусээ-чоло или кошо-чило, т.е. «овечьи камни», как их называет местное население) неоднократно отмечались в литературе.
В трудах различных путешественников, преимущественно русских, имеются довольно многочисленные воспроизведения оленных камней, в том числе хорошие фотографии, дающие достаточно наглядное представление об их общей форме, а иногда и о некоторых существенных деталях.
Как видно из этих данных, оленные камни, т.е. одиночные камни с изображениями оленей или камни, так или иначе сближающиеся с ними по тем или иным характерным изображениям, могут быть условно, — если оставить в стороне многочисленные переходные образцы, — разделены на три группы.
В первую входят круглые в поперечном сечении, т.е. цилиндрические, столбы. Во вторую входят столбы прямоугольные в сечении, иногда с округлёнными гранями. В третью должны быть выделены широкие плиты, иногда с косо срезанной вершиной, о которых Г.Н. Потанин в своё время писал, что ими представлена довольно широко распространенная «бритвообразная, кверху расширяющаяся форма кишачило со скошенным верхом»